Рулевое управление
Home Up Хобби Фотоальбом Ссылки и контакты

 

 

В заводской комплектации рулевое управление было без гидроусилителя. И без того довольно тяжелый при вращении, руль заметно потяжелел после установки широких колес на дисках с отрицательным вылетом. Вращать его стало трудно даже на на ходу. Так как основным назначением "Тушкана" было преодоление бездорожья  с глубокими колеями, бревнами и прочими препятствиями, необходим был гидроусилитель. Брать отечественное изделие не хотелось, так как после начала эксплуатации УАЗа вера в качество технически сложных изделий отечественного производства улетучилась насовсем. "Умные" люди подсказали, что после несложных доработок можно установить механизм от большого праворульного внедорожника типа Nissan Safari или Toyota Land Cruiser 80, поскольку в этих машинах рулевые редуктора стоят снаружи рамы справа, а на УАЗе - внутри рамы слева. В итоге на разборке был куплен комплект от Nissan Safari 1990 года выпуска. В комплект входили, собственно, редуктор с куском рулевого вала и крестовиной, насос со шкивом, шланги и трубка-радиатор. Во время установки потребовалось доработать кронштейн для крепления насоса, просверлить пару дырок в раме для установки редуктора, заменить рулевую колонку на УАЗовскую, но модификации "люкс" с двумя карданными шарнирами и подвинуть радиатор охлаждения двигателя на 5 см вправо, так как ниссановский рулевой редуктор значительно  больше, чем УАЗовский без усилителя.

   

Тогда же был установлен и рулевой демпфер от Toyota Land Cruiser 80. Установлен, как потом выяснилось, неправильно - между рамой и серединой короткой рулевой тяги. Из-за большого угла, под которым приходилось работать демпферу, тяга стала гнуться при наезде на любое маленькое препятствие. Для успешного окончания гонки демпфер пришлось снять и дальше ехать без него. Впоследствии демпфер был установлен между длинной рулевой тягой и мостом. Там он помимо демпфирования защищал тягу от чрезмерного изгибания при контакте с препятствиями. Скорее всего именно эта функция и явилась причиной его выхода из строя. Для замены был куплен демпфер Rancho с креплением шток-шток. Поскольку он не помещался между длинной тягой и мостом, его опять установили на короткую тягу, однако на этот раз правильно.

Эффект о установки гидроусилителя, естественно, сильно порадовал - руль стал крутиться легко, даже на бездорожье. Из-за того, что донором был большой внедорожник, мощности усилителя хватает с запасом и он не перегевается даже при интенсивном рулении.

Не обошлось, однако без проблем. Основной проблемой явилось то, что ниссановская рулевая сошка короче УАЗовской и направлена вниз под меньшим углом. Из-за этого стандартная рулевая тяга не подошла. Пришлось применить тягу от УАЗ-3159 "Барс". Но и она упиралась в рессору, не доходя до крайнего левого положения. Чтобы исправить эту ситуацию, сначала была изготовлена составная рулевая тяга из половинок длинных тяг от "военных" и "колхозных" мостов. Потом был немного отогнут вниз рычаг поворотного кулака. В результате тяга перестала касаться рессоры, однако влево машина стала поворачивать на бОльший угол, чем вправо.

Из-за вмешательства в рычаг поворотного кулака, он потерял изначальную прочность и стал гнуться при наезде на всякие бревна и пни. Во время Весенней распутицы 2006 он погнулся так сильно, что машина влево почти не поворачивала.

Рычаг поворотного кулака был заменен на новый, а чтобы иметь возможность использовать стандартные запчасти из магазина, гнуть его не стали. Вместо этого, отрегулировали длину короткой рулевой тяги и сделали проставки мост-рессора 1,5 см, чтобы отодвинуть тягу от рессоры.

В результате, радиус поворота машины в обе стороны одинаков, хотя и не "дотягивает" до показателя стандартного рулевого управления для УАЗа. Зато есть надежда, что это уменьшает нагрузку на ШРУСы и они проживут дольше.

Про защиту рулевых тяг читайте в разделе "Обвес".

Был установлен новый  руль.

Перед Весенней Распутицей 2007 был проведен еще один эксперимент с рулевым управлением: рычаг поворотного кулака был заменен на рычаг от гражданского моста - он короче. Правда, его пришлось немного погнуть (вниз и вправо). Но зато теперь машина поворачивает в обе стороны одинаково хорошо, да и сам радиус поворота значительно уменьшился.

Рулевой демпфер опять перекочевал на длинную тягу. Поводом к этому послужили участившиеся случаи отворачивания шпилек рычага поворотного кулака, а однажды поворотный кулак разрушился. Поскольку раньше (когда демпфер стоял на длинной тяге) этих явлений не наблюдалось, есть надежда, что проблема решилась.