Электрика "Тушкана" модернизировалась на всем протяжении эксплуатации.
Вначале модернизация являла собой подключение дополнительных потребителей и
обеспечение возможности подключения еще.
Началось все с установки двух аккумуляторов емкостью по 80 Ач вместо штатного
65 Ач.
Подключили лебедку. Коробку соленоидов поместили под капотом, разъем для
пульта вывели в салон.
Из дополнительных световых приборов вначале были установлены фары Hella Luminator Metal
с противотуманным рассеивателем. По сей день они остаются любимым световым
прибором, активно использущимся как на бездорожье, так и на трассе, поскольку
дают широкий направленный световой поток и не слепят встречных.
В тот же "сеанс" были установлены фары-искатели с галогеновыми лампами и фары
заднего освещения. Долго они не прожили, так как были установлены в
предусмотренные для них места, а они весьма неудачно расположены с точки зрения
поездок по лесу.

Вместо штатной писклявой гуделки был установлен сигнал низкого тона от Волги.
Также были установлены три гнезда прикуривателя для подключения воздушного
компрессора и навигационного оборудования.
Установленный цифровой тахометр прожил одну гонку и сдох после нескольких
включений лебедки.
Замок зажигания довольно быстро сломался, перестав возвращаться в положение
включенного зажигания после пуска стартера. В связи с этим пуск стартера был
вынесен на отдельную кнопку.
Вместо сдохшего цифрового тахометра был установлен тахометр от ВАЗ-2106.
Был заменен генератор на большую "электростанцию" от ЗиЛа на 110 ампер.
Были смонтированы дистанционные выключатели плюса - один на лебедку, второй
на все остальные потребители. Также была обеспечена моментальная остановка
двигателя в случае отключения плюса.
На протяжении долгого времени электрика доставала мелкими и не очень
неприятностями. Самым распространенным явлением было возвращение с соревнований
с неработающим стартером. Причем сам стартер до сих пор исправен - проблема была
все время именно в электрике, обеспечивающей его пуск. Однажды выгорел целый
жгут проводов, отвечающий да подачу плюса на потребители после замка зажигания.
Воспоминания о поиске и ликвидации неисправности в мороз ровно посередине трассы Танкового
прорыва 2005 года до сих пор вызывают неприятные ощущения. Постепенно стали
замечать, что вольтметр никогда не показывает 14 Вольт, и при включении
каких-либо потребителей стрелка изрядно дергается. А при включении сигнала
поворота стрелка просто плясала в такт щелчкам реле.
В итоге проблемы с электрикой так надоели, что было принято решение сменить
всю проводку, заодно изменив ее схему на более понятную, безопасную и надежную,
учитывающую дополнительных потребителей.
Примерно месяц ушел на создание схемы, пара недель на проверку наличия всех
материалов, инструментов и навыков. Еще 6 дней ушло на то, чтобы, заперевшись а
гараже вместе со
штурманом, демонтировать старую проводку и проложить новую.
В процессе работы была создана единая панель выключателей всех
электроприборов, единая панель предохранителей, которых теперь стало 25, а не 3,
как было раньше. Единый блок реле с удобным доступом, расположенный в
относительно сухом месте.
От старой проводки осталась только часть, относящаяся к сигналам поворота,
стоп-сигналам и очистителю/омывателю лобового стекла.
Первый же запуск показал, что работа проделана не зря. Все световые приборы
заработали сразу как нужно. Пуск двигателя также осуществлен успешно. Самое
интересное, что вольтметр стал показывать 14 вольт даже на холостых оборотах, и
стрелка перестала дергаться в такт реле поворотников и по другим поводам.
Вдобавок ко всему был установлен электронный спидометр от УАЗ-Хантер - сильно
надоело верещание штатного с тросовым приводом.
Получился вот такой список потребителей электроэнергии: